Начались заморозки и
опять возникают проблемы со скользкими ступеньками и крылечками…Я шла по
свежеуложенной плитке одного известного в городе учреждения, поскользнулась и
упала на глазах посетителей этого учреждения и его администратора. Когда я подошла
к ней со словами «вы видели, как я упала?» суровый администратор ответила « Вы
думаете вы у нас одна такая!»...Я была ошеломлена таким ответом. Самым неожиданно для
меня было то, что таким образом женщина хотела мне выразить сочувствие. А как мы выражаем сочувствие детям? Например:
Подбегает трёхлетний малыш : «Он отобрал у меня машинку!» -Ну ничего, он
только поиграет и отдаст»- говорим мы и можем добавить « не будь жадиной». При всей кажущейся справедливости этого
ответа он имеют один общий недостаток: оставляет ребенка наедине с
его переживанием. Своим советом или критическим замечанием родитель как бы сообщает ребенку, что его переживание неважно, оно не принимается в расчет. В таких случаях лучше всего… ребёнка послушать. Правда, иначе, чем мы привыкли. Психологи нашли и очень подробно описали способ «помогающего слушания», иначе его называют «активным слушанием». Если у ребенка эмоциональная проблема, его надо активно выслушать. Что же это значит — активно слушать ребенка?
Активно слушать
ребенка — значит «возвращать» ему в беседе то, что он вам поведал, при этом
обозначив его чувство.
|
Вернемся к нашему примеру
и подберем фразу, в которой взрослый называет чувство ребенка: Ребёнок:
Он отнял мою машинку!
Взрослый: Ты очень огорчен и рассержен на него.
Сразу замечу: скорее всего такие ответы покажутся вам непривычными и даже неестественными. Напротив, ответы по способу активного слушания показывают, что взрослый понял внутреннюю ситуацию ребенка, готов услышать о ней больше, принять ее.
Такое буквальное сочувствие родителя производит на ребенка совершенно
особое впечатление (замечу, что не меньшее, а порой гораздо большее влияние оно
оказывает и на самого взрослого). Многие взрослые, которые впервые попробовали
спокойно «озвучить» чувства ребенка, рассказывают о неожиданных, порой
чудодейственных результатах. Не
всегда, конечно, конфликт разрешается так быстро. Иногда ребенок, чувствуя
готовность его слушать и понимать, охотно продолжает рассказывать о
случившемся. Взрослому остается только активно слушать его дальше. Я продолжаю читать книгу Ю.Б.ГиппенрейтерВзрослый: Ты очень огорчен и рассержен на него.
Сразу замечу: скорее всего такие ответы покажутся вам непривычными и даже неестественными. Напротив, ответы по способу активного слушания показывают, что взрослый понял внутреннюю ситуацию ребенка, готов услышать о ней больше, принять ее.
Комментариев нет:
Отправить комментарий