суббота, 14 декабря 2013 г.

Как мы выражаем сочувствие


Начались заморозки и опять возникают проблемы со скользкими ступеньками и крылечками…Я шла по свежеуложенной плитке одного известного в городе учреждения, поскользнулась и упала на глазах посетителей этого учреждения и его администратора. Когда я подошла к ней со словами «вы видели, как я упала?» суровый администратор ответила « Вы думаете вы у нас одна такая!»...Я была ошеломлена таким ответом. Самым неожиданно для меня было то, что таким образом женщина хотела мне выразить сочувствие.                            А как мы выражаем сочувствие детям?   Например:
                                                                                                                        Подбегает  трёхлетний малыш : «Он отобрал у меня машинку!»                           -Ну ничего, он только поиграет и отдаст»- говорим мы и можем добавить « не будь жадиной».  При всей кажущейся справедливости этого ответа он имеют один общий недостаток: оставляет ребенка наедине с  его переживанием.

Своим советом или критическим замечанием родитель как бы сообщает ребенку, что его переживание неважно, оно не принимается в расчет.                  В таких случаях лучше всего… ребёнка послушать. Правда, иначе, чем мы привыкли. Психологи нашли и очень подробно описали способ «помогающего слушания», иначе его называют «активным слушанием».                                       Если у ребенка эмоциональная проблема, его надо активно выслушать.            Что же это значит — активно слушать ребенка?                                                
Активно слушать ребенка — значит «возвращать» ему в беседе то, что он вам поведал, при этом обозначив его чувство.
Вернемся к нашему примеру и подберем фразу, в которой взрослый  называет чувство ребенка:                                                                                                Ребёнок: Он отнял мою машинку!
Взрослый: Ты очень огорчен и рассержен на него.
Сразу замечу: скорее всего такие ответы покажутся вам непривычными и даже неестественными.                                                                                             Напротив, ответы по способу активного слушания показывают, что взрослый понял внутреннюю ситуацию ребенка, готов услышать о ней больше, принять ее.
Такое буквальное сочувствие родителя производит на ребенка совершенно особое впечатление (замечу, что не меньшее, а порой гораздо большее влияние оно оказывает и на самого взрослого). Многие взрослые, которые впервые попробовали спокойно «озвучить» чувства ребенка, рассказывают о неожиданных, порой чудодейственных результатах.                                                     Не всегда, конечно, конфликт разрешается так быстро. Иногда ребенок, чувствуя готовность его слушать и понимать, охотно продолжает рассказывать о случившемся. Взрослому остается только активно слушать его дальше.                         Я продолжаю читать книгу Ю.Б.Гиппенрейтер

Комментариев нет:

Отправить комментарий