среда, 11 декабря 2013 г.
Ю.Б. Гиппенрейтер
«Давай вместе!» Как важно оставлять
ребенка в покое, если он хочет делать что-то сам и делает это с удовольствием.
Другое дело, если он
натолкнулся на серьезную трудность, с которой он не может справиться. Тогда
позиция невмешательства не годится, она может принести только вред. Если ребенку трудно, и он
готов принять вашу помощь, обязательно помогите ему.
Очень хорошо начать со слов: «Давай вместе». Эти
волшебные слова открывают ребенку дверь в область новых умений, знаний и
увлечений. Существует психологический закон, открытый
выдающимся психологом Львом Семеновичем Выготским. Он назвал его «зоной
ближайшего развития ребенка».
Ю.Б. Гиппенрейтер
Продолжаем читать выдержки из книг Ю.Б. Гиппенрейтер .
Безусловное принятие. Хочу
познакомить вас с одним общим принципом, без соблюдения которого все попытки
наладить отношения с ребенком оказываются безуспешными. Он и будет для нас
отправной точкой. Принцип этот — безусловное принятие. Что он означает?
Нередко можно слышать от взрослых такое обращение к ребёнку:
«Если ты будешь хорошим мальчиком (девочкой), то я буду тебя любить». Или: «Не
жди от меня хорошего, пока ты не перестанешь… (лениться, драться, грубить), не
начнешь… (хорошо себя вести, слушаться)». Приглядимся: в этих фразах ребенку
прямо сообщают, что его принимают условно, что его любят (или будут
любить), «только если…». Условное, оценочное отношение к человеку вообще
характерно для нашей культуры. Такое отношение внедряется и в сознание детей.
Безусловно принимать ребенка — значит любить его не за то, что
он красивый, умный, способный, отличник, помощник и так далее, а просто так,
просто за то, что он есть!
|
Причина широко бытующего оценочного отношения к детям
кроется в твердой вере, что награды и наказания — главные воспитательные
средства. Похвалишь ребенка — и он укрепится в добре, накажешь — и зло
отступит. Но вот беда: они не всегда безотказны, эти средства. Кто не знает и
такую закономерность: чем больше ребенка ругают, тем хуже он становится. Почему
же так происходит? А потому, что воспитание ребенка это вовсе не дрессура. Взрослые существуют не для того, чтобы вырабатывать у
детей условные рефлексы. Психологами доказано, что потребность в любви,
в принадлежности, то есть нужности другому, одна из фундаментальных
человеческих потребностей.
Ю.Б.Гиппенрейтер
Гиппенрейтер Юлия Борисовна пишит замечательные книги.
вот здесь их можно скачать. Предлагаю выдержки из них.
Личностно
-центрированный подход в воспитании. В последние десятилетия
психологи сделали ряд замечательных открытий.Одно из них — о значении стиля общения с
ребенком для развития его личности.Теперь уже
стало бесспорной истиной, что общение так же необходимо ребенку, как и пища.
Малыш, который получает полноценное питание и хороший медицинский уход, но
лишен постоянных контактов со взрослым, плохо развивается не только психически,
но и физически: он не растет, худеет, теряет интерес к жизни. Если
продолжить сравнение с пищей, то можно сказать, что общение может быть не
только здоровым, но и вредоносным. Плохая пища отравляет организм; неправильное
общение «отравляет» психику ребенка, ставит под удар его психологическое
здоровье, эмоциональное благополучие, а впоследствии, конечно, и его судьбу. «Проблемные», «трудные», «непослушные» и
«невозможные» дети, так же, как дети «с комплексами», «забитые» или
«несчастные» — всегда результат неправильно сложившихся отношений .
Подписаться на:
Сообщения (Atom)