Физическое развитие ребенка
Дети от рождения до 1 года
Первый год жизни ребенка является
периодом наиболее интенсивного физического и психического развития,
определяющим успешность ребенка в последующие жизненные этапы. Развитие ребенка
в данный возрастной период осуществляется в определенной последовательности:
все новые, более сложные умения формируются на основе уже имеющихся, более
простых. Овладение тем или иным умением происходит в разные возрастные сроки.
При этом отмечаются периоды накопления и скачков, чем и обусловливается
неравномерность развития ребенка данного возраста. Скачкообразность отражает
объективный, закономерный процесс развития организма ребенка, отсутствие
скачков является следствием проблем в развитии и воспитании детей.
Новорожденный ребенок
Новорожденный ребенок – самое
беспомощное существо на земле, и прежде всего потому, что у него практически
отсутствуют наследственно фиксированные движения. Его благополучие и развитие
невозможны без ухода и заботы взрослых.
Зато уровень сенсорного развития
значительно выше: ребенок рождается с формированными органами чувств, даже если
это преждевременные роды. У ребенка с самого рождения обнаруживаются вкусовая
чувствительность и обоняние, тактильная и температурная чувствительность,
полный набор слуховых реакций (около 10 дней от рождения он вздрагивает и
мигает при резком звуке, в 18-20 дней – успокаивается при сильном звуке),
ориентировочные рефлексы на свет, оборонительные рефлексы на яркий свет
(зажмуривает глаза), удерживает в поле зрения движущийся предмет (со 2-й недели
фиксирует предмет взглядом на 5-10 секунд; движения глаз скачкообразные) с
одновременной задержкой импульсивных движений ручек, ножек и головы. Однако еще
до появления зрительной фиксации на неподвижном предмет на первой неделе жизни
у новорожденного обнаруживается реакция на контакт «глаза в глаза» - смотреть в
глаза человека, который взял ребенка на руки.
Взрослым надо помнить, что
сенсорное, моторное (т.е. двигательное) и аффективное (т.е. эмоциональное)
развитие новорожденного взаимосвязаны и взаимообусловлены. Недостаток, например,
сенсорных впечатлений деформирует эмоциональное развитие. «Заброшенные» дети
или дети, которым оказывается недостаточно внимания и забота взрослых, часто
отстают в двигательном развитии – они значительно позднее начинают ползать,
садиться, ходить.
1 месяц
К первому месяцу жизни здоровый
малыш умеет плавно следить за движущимся предметом, прислушиваться к голосу
взрослого, при общении с мамой издает тихие гортанные звуки, приподнимает и
кратковременно удерживает голову, лежа на животе.
2-3 месяца
В два месяца ребенок может
длительно удерживать предмет в поле зрения, ищет источник звука (поворачивает
голову), хорошо держит голову в вертикальном положении и, лежа на животе,
начинает гулить, быстро отвечает улыбкой на общение со взрослым.
В три месяца малыш плавно следит
за игрушкой и длительно сосредотачивает взгляд на неподвижном предмете, лежа на
животе, опирается на предплечья, направляет руки к игрушке, певуче гулит, у
него появляется «комплекс оживления» Вопрос
: Когда заканчивается период новорожденности и начинается период младенчества.
К концу 1-го началу 2-го месяца ребёнок начинает узнавать голос и лицо матери, у матери и ребёнка формируется эмоциональная связь, привязанность. Ребёнок прислушивается к голосу матери, издаёт громкие звуки, улыбается в ответ. В итоге у малыша формируется потребность в эмоциональном общении с близким ему человеком. Это говорит о том, что в психическом развитии ребёнок переходит на новый этап, а значит период новорожденности (от 0 до 2 месяцев) заканчивается, и начинается период развития - младенчество (от 2 до 12 месяцев).
ОтветитьУдалитьЕщё один из показателей завершения периода новорожденности- возникновение у ребёнка "комплекса оживления"
УдалитьВ возрасте 1-2 месяцев у ребёнка формируется эмоциональная связь, привязанность, с мамой, или человеком, ухаживающим за ним. У малыша возникает потребность в общении, развитие ребёнка переходит на новый этап.Заканчивается небольшой, но очень важный период под названием новорожденности и начинается младенчество.Оно делиться на 3 фазы: 1.0-2м.-кризис новорожденности. 2. 3-6м -ситуативно- личностное общение, 3.3-12м ситуативно -деловое общение.
ОтветитьУдалитьД. Б. Эльконин, М. И. Лисина пишут ,что в раннем возрасте у детей выделяются четыре формы общения со взрослым: ситуативно-личностное, ситуативно-деловое, внеситуативно-познавательное и внеситуативно-личностное.Ситуативно-деловое общение ориентировочно формируется к 6 месяцам.
ОтветитьУдалить