Дети от двух до трех лет
Продолжается интенсивный темп
физического развития. К трем годам масса тела ребенка составляет от 13,1 до
16,9 кг, рост – 91-99 см. Ребенок становится более самостоятельным, движения
его более координированные.
Характерной особенностью этого
возраста является потребность в разнообразных движениях, интерес и желание
воспитанников их выполнять. Физические нагрузки необходимы им для полноценного
развития всех систем и функций, чувственного познания окружающего мира. Однако
параметры развития воспитанников, качественная характеристика и темп овладения
ими разными видами движений индивидуальны. Важным для здоровья ребенка является
гармоническое соотношение показателей физического развития: роста, веса,
окружности груди, двигательной активности.
До трех лет ребенок должен
научиться правильно ходить, бегать, прыгать, ползать, действовать с различными
предметами, владеть руками, пальцами рук, выполнять движения в соответствии с
текстом, управлять мышечным напряжением, организовывать движения в соответствии
с ритмом музыкального сопровождения, речи, звуков (хлопки, удары в бубен,
барабан…).
Мышечная радость – основа
восприятия и переработки информации об окружающем мире, поступающей с
движениями, словами, музыкой. Именно в процессе движения, сопровождаемого
словами, песенками, прибаутками, музыкой, решаются задачи речевого развития
ребенка раннего возраста.
Уровень сформированности
двигательных навыков ребенка раннего возраста является показателем нормального
или патологического развития.
Развивая эти навыки в раннем
возрасте, мы можем корригировать задержки развития той или иной сферы: речевого
развития, развития психических процессов, адаптивного поведения, социализации
личности малыша.
Таким образом,
целенаправленный,
систематический курс двигательных упражнений, игр, заданий, особенно в
сочетании с сопровождающим текстом (лучше стихотворным), является мощным, а
самое главное, естественным средством коррекции патологического развития
ребенка до трех лет.
Детьми третьего года жизни ходьба
еще не вполне освоена, и в дальнейшем она продолжает совершенствоваться.
Наблюдаются характерные признаки, свойственные ходьбе малышей этого возраста:
движения рук иногда отсутствуют или они не согласованы с движением ног; ноги
поставлены широко и носком внутрь; шаг семенящий, неритмичный, так как нога
ставится на всю ступню; туловище наклонено вперед; темп движений неустойчивый.
Постепенно в течение третьего
года жизни происходит качественное изменение ходьбы: прямое положение корпуса,
приподнятая голова, координированные движения рук и ног, параллельная
постановка стоп, увеличивается скорость ходьбы.
К концу года дети должны уметь
ходить:
- стойкой за воспитателем;
парами, держась за руки;
- по одному в разные стороны;
- по одному друг за другом;
- по кругу, взявшись за руки;
- змейкой между стульями;
- с переступанием через веревку,
палку, кубики, обруч;
- с остановкой и сменой
направления по сигналу;
- с предметами (платочки, фишки,
обручи).
Прыжки – наиболее важный
показатель физической подготовленности детей. Малыши этого возраста любят
прыгать. Важно учить их прыгать правильно. Обучение начинается с показа
пружинистого движения ног (сгибание и разгибание ног в коленях).
Затем обучаем малышей
подпрыгивать на месте с небольшим отрывом от пола. Следующий этап – продвижение
прыжками.
Самый сложный навык – прыжки с
длины и с высоты. Величина прыжка в длину с места составляет в среднем около 24
см. Иногда ребенок просто шагает одной ногой вперед.
К середине года уже 95% детей
выполняют прыжок. К концу года малыши могут прыгать с места на расстояние
примерно 40-50 см, спрыгивать с высоты примерно 10-15 см.
Дети третьего года жизни ползают
с большим удовольствием, быстро и уверенно. Необходимо поддерживать стремление
детей ползать, так как это уменьшает нагрузку на позвоночник и является
корректирующим упражнением.
Целесообразно упражняться в
ползании с последующим подползанием и переползанием любым удобным детям
способом. Упражнения в лазанье для детей этой возрастной группы довольно
сложны. Лазая, дети смотрят на ноги, не согласовывают движения ног и рук,
опираются о перекладины предплечьем и т.п.
Скорость лазанья очень
незначительна, и каждый ребенок выполняет упражнения в индивидуальном темпе.
Целесообразно развивать навыки
лазанья индивидуально в самостоятельной деятельности детей, во время прогулок.
У детей этого возраста необычайно
велика потребность что-то катать, бросать, перекладывать, выкладывать.
Необходимо поддерживать в них это стремление, упражнять малышей в действиях с
мячом, обручем, шнуром, кубиками, геометрическими фигурами…
Особенно много внимания уделяем
развитию способности действий с мячом:
- катанию мяча в определенном
направлении;
- прокатыванию мяча под веревку,
дугу;
- забрасыванию мяча в корзину,
стоящую на полу, в корзину на возвышении;
-бросанию мяча через ленту или
сетку.
Дети этого возраста с
удовольствием занимаются играми с большими геометрическими телами, строя
дорожки, домики; с геометрическими фигурами, выкладывая изображения домиков,
цветов, машин и т.д.
Игры шнурками, матрешками,
пирамидками способствуют не только развитию движений, но и формированию
конструктивных навыков. Вопрос;Приведите
примеры стихов, сопровождающих разнообразные движения : ползание, подползание и
переползание; ходьба по дорожке; катание и ловля мяча;игры с мячом, обручем, шнуром, кубиками,
геометрическими фигурами ; прыжки и т.п.
Мишка косолапый по лесу идет (малыш шагает от бедра, высоко поднимая ножки),
ОтветитьУдалитьшишки собирает и в карман кладет (ребенок садится на корточки и собирает с пола шишки, заботливо складывая их в придуманный большой карман),
вдруг упала шишка прямо мишке в лоб (малыш держится за лоб, потирая большущую шишку),
мишка рассердился и ногою - топ! (ребенок топает по полу ногами)
Зайчик серенький.
Зайчик серенький сидит (ребенок садится на корточки, как маленький зайчишка-трусишка),
и ушами шевелит, Вот так, вот так! (заячьи ушки делаются из ладошек и забавно шевелятся на макушке),
Зайке холодно сидеть, Надо лапочки погреть, Хлоп-хлоп, хлоп-хлоп (хлопаем в ладоши, да так сильно и звонко, чтобы зайчик согрелся),
зайке холодно стоять, надо зайке поскакать, скок-скок, скок-скок (ребенок прыгает, как зайчик с поджатыми лапками)
Две веселые овечки.
Две веселые овечки разрезвились возле речки. Прыг-скок, прыг-скок! (прыгаем и беззаботно веселимся).
Скачут белые овечки рано утром возле речки. Прыг-скок, прыг-скок!
Вверх до неба, вниз до травки. Вверх до неба, вниз до травки (поочередно тянемся вверх, встав на носочки и приседаем вниз, опустив руки)
А потом кружились (кружимся поочередно влево и вправо)
И в речку свалились (Падаем на пол)