среда, 11 декабря 2013 г.

Ю.Б. Гиппенрейтер


«Давай вместе!»                                                                                Как важно оставлять ребенка в покое, если он хочет делать что-то сам и делает это с удовольствием.                                                                                                                                          Другое дело, если он натолкнулся на серьезную трудность, с которой он не может справиться. Тогда позиция невмешательства не годится, она может принести только вред. Если ребенку трудно,  и он готов принять вашу помощь, обязательно помогите ему.                                                   Очень хорошо начать со слов: «Давай вместе». Эти волшебные слова открывают ребенку дверь в область новых умений, знаний и увлечений.                                                           Существует психологический закон, открытый выдающимся психологом Львом Семеновичем Выготским. Он назвал его «зоной ближайшего развития ребенка».
Известно, что в каждом возрасте для каждого ребенка существует ограниченный круг дел, с которыми он может справиться сам. За пределами этого круга — дела, доступные для него только при участии взрослого или же недоступные вообще. Например, дошкольник уже может сам застегнуть пуговицы, вымыть руки, убрать игрушки, но он не может хорошо организовать свои дела в течение дня. Вот почему в семье дошкольника так часто звучат родительские слова «Пора», «Теперь мы будем», «Сначала поедим, а потом…»
Давайте нарисуем простую схему: один круг внутри другого. Маленький круг будет обозначать все дела, с которыми ребенок справляется сам, а зона между границами малого и большого круга — дела, которые ребенок делает только вместе со взрослым. За пределами большего круга окажутся задачи, которые сейчас не под силу ни ему одному, ни вместе со старшими.                                                                                  Вот теперь можно объяснить, что открыл Л. С. Вы готский. Он показал, что по мере развития ребенка круг дел, которые он начинает выполнять самостоятельно, увеличивается за счет тех дел, которые он раньше выполнял вместе со взрослым, а не тех, которые лежат за пределами наших кругов. Другими словами, завтра ребенок будет делать сам то, что сегодня он делал с мамой, и именно благодаря тому, что это было «с мамой». Зона дел вместе – это золотой запас ребенка, его потенциал на ближайшее будущее. Вот почему ее назвали зоной ближайшего развития. Представим себе, что у одного ребенка эта зона широкая, то есть родители с ним много занимаются, а у другого узкая , так как родители часто предоставляют его самому себе. Первый ребенок будет развиваться быстрее, чувствовать себя увереннее, успешнее, благополучнее.                                                                                                                                  Теперь, я надеюсь, вам станет более понятно, почему оставлять «из педагогических соображений» ребенка одного там, где ему трудно — грубая ошибка. Это значит не учитывать основной психологический закон развития!                                                                                                                         Надо сказать, что дети хорошо чувствуют и знают, в чем они сейчас нуждаются. Как часто они просят: «Поиграй со мной», «Пойдем погуляем» «Давай повозимся», «Возьми меня с собой» «А можно я тоже буду…». И если у вас нет действительно серьезных причин для отказа или отсрочки, ответ пусть будет только один: «Да!».                                                                                                                                                Если ребенку трудно, и он готов принять вашу помощь, обязательно помогите ему.                                            При этом:  1. Возьмите на себя только то, что он не может выполнить сам, остальное предоставьте делать ему самому. 2. По мере освоения ребенком новых действий постепенно передавайте их ему.                       Если присмотреться к любому новому делу, которое дети осваивают с вашей помощью, многое окажется похожим. Обычно дети активны, и они постоянно стремятся взять на себя то, что делаете вы.                                Мы подошли, пожалуй, к самому тонкому моменту: как уберечь естественную активность ребенка?   Как не забить, не заглушить ее?                                                                                                                        Оказывается, взрослых подстерегает здесь двойная опасность.                                                                Опасность первая — слишком рано переложить свою часть на ребенка.                                                               Вторая опасность — наоборот, слишком долгое и настойчивое участие, так сказать, занудливое руководство, в совместном деле.                                                                                                                 Вопросы:                                                                                          1.Почему так важно учитывать зону ближайшего развития ребенка (нарисуйте схему - один круг внутри другого).                2. Как вы понимаете выражение «Помоги мне это сделать самому.»
                                                                                    
     
Удачи вам и душевного благополучия!
Продолжаем читать выдержки из книг Ю.Б. Гиппенрейтер .

Комментариев нет:

Отправить комментарий