среда, 11 декабря 2013 г.

Ю.Б. Гиппенрейтер


                         А как насчет дисциплины?                                                Предвижу накопившееся нетерпение : а когда же речь пойдет о дисциплине и послушании? Ведь есть же правила, которым дети должны следовать, требования, которые они должны безусловно выполнять!            Начну с одного «секрета», который некоторым может показаться неожиданным. Детям не только нужен порядок и правила поведения, они хотят и ждут их! Это делает их жизнь понятной и предсказуемой, создает чувство безопасности.                                                                                            Вам, должно быть, знакомо, как нервничает и выбивается из ритма жизни грудной ребенок, увезенный из дома на несколько часов «в гости», и как он успокаивается, попав домой, в привычную обстановку.                 Дети порой готовы поддерживать порядок больше, чем взрослые.               Вспоминаю одну трогательную сцену. Мама с полуторагодовалым малышом вышла гулять. Открыв дверь подъезда, она так и оставила ее нараспашку. Сделав несколько шагов, малыш беспокойно оглянулся, вынул свою ручонку из руки мамы, нетвердыми шагами пошел к двери и, приложив некоторые усилия, закрыл ее. Порядок был восстановлен. Взглянув на маму, я увидела ее смущенную улыбку.                                      Возникает вопрос: если ребята чувствуют себя более защищенными в условиях заведенного порядка и определенных правил поведения, то почему они норовят эти порядок и правила нарушать? Можно назвать много причин, их гораздо больше, чем кажется на первый взгляд. Скажу только, что на самом деле дети восстают не против самих правил, а против способов их «внедрения» (согласитесь, само это привычное для слуха слово уже указывает на силовые методы). Поэтому давайте сформулируем вопрос иначе: как найти пути к бесконфликтной дисциплине ребенка? Это, безусловно, самая трудная и тонкая задача воспитания. Есть несколько правил, которые помогают наладить и поддерживать бесконфликтную дисциплину. Получается что-то вроде списка правил о правилах.

Правило первое: Правила (ограничения, требования, запреты) обязательно должны быть в жизни каждого                                                                                                                  Правило второе: Правила (ограничения, требования, запреты) не должно быть слишком много, и они должны быть гибкими.|                                   Оба правила, взятые вместе, предполагают особое чувство меры, особую мудрость взрослых в решении вопросов о «можно», «следует» и «нельзя».                                                                                                   Правило третье: Требования не должны вступать в явное противоречие с важнейшими потребностями ребенка.                                                                                                         Например, взрослым часто досаждает «чрезмерная» активность детей: почему им надо так много бегать, прыгать, шумно играть, лазать по деревьям, бросать камни, рисовать на чем попало, все хватать, открывать, разбирать..? Ответ прост: все это и многое другое — проявления естественных и очень важных для развития детей потребностей в движении, познании, упражнении. Им гораздо больше чем нам, взрослым, нужно двигаться, исследовать предметы, пробовать свои силы. Запрещать подобные действия — все равно что пытаться перегородить полноводную реку. Лучше позаботиться о том, чтобы направить ее течение в удобное и безопасное русло.  Для этого нужно поместить ребенка в подходящую обстановку и разрешить действовать свободно.                                                                                                        Правило четвертое: Правила (ограничения, требования, запреты) должны быть согласованы взрослыми между собой.                                                     Стоит помнить, что дети постоянно испытывают наши требования «на прочность» и принимают как правило только то, что не поддается расшатыванию. В противном же случае приучаются настаивать, ныть, вымогать.                                                                                                          Правило пятое: Тон, в котором сообщается требование или запрет, должен быть скорее дружественно- разъяснительным, чем повелительным.                                                                                                     Любой запрет желаемого для ребенка труден, а если он произносится сердитым или властным тоном, то становится трудным вдвойне.Мы уже говорили, что на вопрос «Почему нельзя?» не стоит отвечать: «Потому, что я так сказал», «Я так велю», «Нельзя, и все!». Нужно коротко пояснить: «Уже поздно», «Это опасно».                              Вопросы:                                                                                                                  1. В чём состоят главные ошибки взрослых, желающих добиться послушания у детей ?                                                                                            2. Какими методами и приёмами вы воспитываете    послушание у детей ?                                                                                                           Удачи вам и душевного благополучия!                                                  Продолжаем читать выдержки из книг Ю.Б. Гиппенрейтер .


                        =================================================

Комментариев нет:

Отправить комментарий