А как насчет дисциплины? Предвижу накопившееся нетерпение : а когда же речь пойдет о дисциплине и послушании? Ведь есть же правила, которым дети должны следовать, требования, которые они должны безусловно выполнять! Начну с одного «секрета», который некоторым может показаться неожиданным. Детям не только нужен порядок и правила поведения, они хотят и ждут их! Это делает их жизнь понятной и предсказуемой, создает чувство безопасности. Вам, должно быть, знакомо, как нервничает и выбивается из ритма жизни грудной ребенок, увезенный из дома на несколько часов «в гости», и как он успокаивается, попав домой, в привычную обстановку. Дети порой готовы поддерживать порядок больше, чем взрослые. Вспоминаю одну трогательную сцену. Мама с полуторагодовалым малышом вышла гулять. Открыв дверь подъезда, она так и оставила ее нараспашку. Сделав несколько шагов, малыш беспокойно оглянулся, вынул свою ручонку из руки мамы, нетвердыми шагами пошел к двери и, приложив некоторые усилия, закрыл ее. Порядок был восстановлен. Взглянув на маму, я увидела ее смущенную улыбку. Возникает вопрос: если ребята чувствуют себя более защищенными в условиях заведенного порядка и определенных правил поведения, то почему они норовят эти порядок и правила нарушать? Можно назвать много причин, их гораздо больше, чем кажется на первый взгляд. Скажу только, что на самом деле дети восстают не против самих правил, а против способов их «внедрения» (согласитесь, само это привычное для слуха слово уже указывает на силовые методы). Поэтому давайте сформулируем вопрос иначе: как найти пути к бесконфликтной дисциплине ребенка? Это, безусловно, самая трудная и тонкая задача воспитания. Есть несколько правил, которые помогают наладить и поддерживать бесконфликтную дисциплину. Получается что-то вроде списка правил о правилах.
Правило первое: Правила (ограничения, требования, запреты) обязательно должны быть в жизни каждого Правило второе: Правила (ограничения, требования, запреты) не должно быть слишком много, и они должны быть гибкими.| Оба правила, взятые вместе, предполагают особое чувство меры, особую мудрость взрослых в решении вопросов о «можно», «следует» и «нельзя». Правило третье: Требования не должны вступать в явное противоречие с важнейшими потребностями ребенка. Например, взрослым часто досаждает «чрезмерная» активность детей: почему им надо так много бегать, прыгать, шумно играть, лазать по деревьям, бросать камни, рисовать на чем попало, все хватать, открывать, разбирать..? Ответ прост: все это и многое другое — проявления естественных и очень важных для развития детей потребностей в движении, познании, упражнении. Им гораздо больше чем нам, взрослым, нужно двигаться, исследовать предметы, пробовать свои силы. Запрещать подобные действия — все равно что пытаться перегородить полноводную реку. Лучше позаботиться о том, чтобы направить ее течение в удобное и безопасное русло. Для этого нужно поместить ребенка в подходящую обстановку и разрешить действовать свободно. Правило четвертое: Правила (ограничения, требования, запреты) должны быть согласованы взрослыми между собой. Стоит помнить, что дети постоянно испытывают наши требования «на прочность» и принимают как правило только то, что не поддается расшатыванию. В противном же случае приучаются настаивать, ныть, вымогать. Правило пятое: Тон, в котором сообщается требование или запрет, должен быть скорее дружественно- разъяснительным, чем повелительным. Любой запрет желаемого для ребенка труден, а если он произносится сердитым или властным тоном, то становится трудным вдвойне.Мы уже говорили, что на вопрос «Почему нельзя?» не стоит отвечать: «Потому, что я так сказал», «Я так велю», «Нельзя, и все!». Нужно коротко пояснить: «Уже поздно», «Это опасно». Вопросы: 1. В чём состоят главные ошибки взрослых, желающих добиться послушания у детей ? 2. Какими методами и приёмами вы воспитываете послушание у детей ? Удачи вам и душевного благополучия! Продолжаем читать выдержки из книг Ю.Б. Гиппенрейтер .
=================================================
Комментариев нет:
Отправить комментарий