«Трудные» дети.
Нам осталось обсудить самые
трудные случаи, когда взрослые, по их словам, не могут справиться с ребенком,
когда непослушание и конфликты на почве дисциплины становятся скорее правилом,
чем исключением. «Трудными» чаще бывают подростки, но могут быть и дети любого
возраста. Непослушных детей, а тем более детей, «отбившихся от рук», принято
обвинять. В них ищут злой умысел, порочные гены и т.п. На самом же деле, в
число «трудных» обычно попадают дети не «худшие», а особенно чувствительные
и ранимые. Они «сходят с рельсов» под влиянием жизненных нагрузок и
трудностей, реагируя на них гораздо раньше и сильнее, чем дети более
устойчивые. Отсюда следует вывод: «трудный» ребенок нуждается только в
помощи — и ни в коем случае не в критике, и наказаниях. Причины
стойкого непослушания ребенка следует искать в глубине его психики. Это на
поверхности кажется, что он «просто не слушается», «просто не желает понять», а
на самом деле причина иная. И, как правило, она эмоциональная, а не
рациональная. Больше того, она не осознается ни взрослым, ни самим ребенком.
Отсюда вывод: такие причины надо знать. Ими мы сейчас и займемся.
Психологи выделили четыре основные причины серьезных нарушений поведения детей.
Первая
— борьба за внимание. Если ребенок
не получает нужного количества внимания, которое ему так необходимо для
нормального развития и эмоционального благополучия, то он находит свой способ
его получить: непослушание. Взрослые
то и дело сыплют замечания…Нельзя сказать, что это очень приятно, но
внимание все-таки получено. Лучше такое, чем никакого. Вторая причина — борьба за самоутверждение. Знаменитое
требование «я сам» двухлетнего малыша сохраняется в течение всего детства,
особенно обостряясь у подростков. Дети очень чувствительны к ущемлению этого
стремления. Но им становится особенно трудно, когда взрослые общаются с ними, в
основном, в форме указаний, замечаний и опасений. Взрослые считают, что так они
прививают детям правильные привычки, приучают их к порядку, предупреждают
ошибки, вообще — воспитывают. Это необходимо, но весь вопрос в том, как это
делать. Если замечания и советы слишком часты, приказы и критика слишком резки,
а опасения слишком преувеличены, то ребенок начинает восставать. Воспитатель
сталкивается с упрямством, своеволием, действиями наперекор. Смысл такого поведения
для ребенка — отстоять право самому решать свои дела, и вообще, показать, что
он личность. Третья причина — желание отомстить. Дети часто бывают обижены на родителей. Причины
могут быть очень разные: родители были невнимательны к нему; мать разошлась с
отцом, и в доме появился отчим; ребенка отлучили от семьи, родители постоянно
ссорятся… Много и единичных поводов для обиды: резкое замечание, невыполненное
обещание, несправедливое наказание… И снова в глубине души ребенок переживает и
даже страдает, а на поверхности — все те же протесты, непослушание. Наконец, четвертая причина — потеря веры в собственный успех.
Накопив горький опыт неудач и критики в свой адрес, он вообще теряет
уверенность в себе. Он приходит к выводу: «Нечего стараться, все равно ничего
не получится». Это — в душе, а внешним поведением он показывает: «Мне все
равно», «И пусть плохой», «И буду плохой!».
Согласитесь,
что стремления трудных детей вполне положительны и закономерны и
выражают естественную потребность в тепле и внимании, потребность в признании и
уважении его личности, чувство справедливости, желание успеха. Беда «трудных»
детей в том, что они, во-первых, остро страдают от нереализации этих
потребностей и, во-вторых, от попыток восполнить эту нехватку способами,
которые ничего не восполняют. Почему же они так «неразумны»? Да потому, что не
знают, как это сделать иначе? И поэтому всякое серьезное нарушение
поведения ребёнка — это сигнал о помощи. Своим поведением он говорит
нам: «Мне плохо! Помогите мне!» Может ли взрослый помочь ему? Практика
показывает, что вполне может, но только для этого нужно понять глубинную
причину непослушания. Нужно сначала разгадать, какая из четырех эмоциональных
проблем мешает ему нормально существовать. Соответственно, ваши действия будут
разными. Вопросы:
1.Приведите
примеры того, какие сигналы о
помощи подают дети.
2.
Назовите четыре основные причины серьезных нарушений поведения детей. Удачи вам и душевного благополучия! Продолжаем читать выдержки из книг Ю.Б. Гиппенрейтер .
Комментариев нет:
Отправить комментарий