Общий закон здесь прост. В детстве мы узнаем о себе только
из слов близких к нам людей. В этом смысле у маленького ребенка
нет внутреннего зрения. Его образ себя строится извне; рано или поздно он
начинает видеть себя таким, каким видят его другие. Однако в этом процессе ребенок не остается
пассивным. Здесь действует еще один закон всего живого: активно добиваться
того, от чего зависит выживание.
Положительное отношение к себе
— основа психологического выживания, и ребенок постоянно ищет и даже борется
за него.
|
Вот взрослый в запальчивости бросает: «Ты плохой мальчик!»,
на что малыш, топая ногой, возражает: «Нет, я хо-ло-сый!» Что бы ни делал ребенок, ему
нужно наше признание его успехов. Каждому
знакомо, как малыш взглядом и всем своим видом (когда еще не умеет говорить), а
потом и прямо словами постоянно просит: «Посмотри, что у меня получилось!»,
«Смотри, что я уже умею!». А начиная с 2-х летнего возраста у него уже
появляется знаменитое: «Я сам!» — требование признать, что он это может! Вместе
с базисными стремлениями оно образует первоначальное, еще мало оформленное
ощущение себя. Это — некоторое чувство внутреннего благополучия или
неблагополучия, которое малыш реально переживает. Достаточно посмотреть, как он
встречает новый день: улыбкой или плачем.
Повторим:
каждым обращением к ребенку — словом, делом, интонацией, жестом, нахмуренными
бровями и даже молчанием мы сообщаем ему не только о себе, своем состоянии,
но и всегда о нем, а часто — в основном о нем.
|
От
повторяющихся знаков приветствия, одобрения, любви и принятия у ребенка
складывается ощущение: «со мной все в порядке», «я — хороший», а от сигналов
осуждения, неудовольствий, критики — ощущение «со мной что-то не так», «я —
плохой». Оберегая и воспитывая, мы должны отдавать себе отчет, какое сообщение
о нем мы сейчас ему посылаем. Наказание ребенок чаще всего воспринимает как
сообщение: «Ты плохой!», критику ошибок — «Ты не можешь!», игнорирование — «Мне
до тебя нет дела», и даже — «Ты нелюбим». Душевная копилка ребенка работает
непрерывно, и чем он младше, тем неизгладимое влияние того, что мы в нее
бросаем. К счастью, с маленькими детьми взрослые более ласковы и внимательны,
хотя и с ними не всегда удается избежать ошибок.
Но по мере взросления ребенка «воспитательная» струна начинает звучать все сильнее, и порой мы перестаем заботиться о том, что же накапливается в его «сокровищнице» самооценки: светлые дары нашего тепла, принятия и одобрения — или тяжкие камни окриков, критики, наказаний. Как по-разному складывается жизнь ребенка и потом взрослого в крайних случаях его принятия и не принятия! О том, какой он — хороший, дорогой, способный, или плохой, никому не нужный, неудачник — он узнает только от взрослых и прежде всего от родителей. Если самый глубокий слой — эмоциональное ощущение себя — складывается из отрицательных переживаний, расстраиваются многие сферы жизни ребенка. Он становится «трудным» и для себя и для окружающих. Нужны большие усилия, чтобы в таких случаях помочь ему. Чтобы не допускать глубокого, разлада ребенка с самим собой и окружающим миром, нужно постоянно поддерживать его самооценку или чувство самоценности. 1. Безусловно принимать его.2. Активно слушать его переживания, и потребности.3. Бывать (читать, играть, заниматься) вместе.4. Не вмешиваться в его занятия, с которыми он справляется.5. Помогать, когда просит.6. Поддерживать успехи.7. Делиться своими чувствами (значит доверять).8. Конструктивно разрешать конфликты.9. Использовать в повседневном общении приветливые фразы. Например: Мне хорошо с тобой. Я рада тебя видеть. Хорошо, что ты пришел. Мне нравится, как ты… Я по тебе соскучилась. Давай (посидим, поделаем…) вместе. Ты, конечно, справишься. Как хорошо, что ты у нас есть. Ты мой хороший.10. Обнимать не менее 4-х, а лучше по 8 раз в день. И многое другое, что подскажут вам интуиция и любовь к ребенку, незамутненные огорчениями, которые, хоть и случаются, но вполне преодолимы! Вопросы: 1.Приведите примеры выражений (фразы) безусловного принятия ребёнка , поддержки его самооценки и чувства самоценности. 2. Какие сигналы, выражения (фразы) приводят к разладу ребенка с самим собой и окружающим миром. Удачи вам и душевного благополучия! Продолжаем читать выдержки из книг Ю.Б. Гиппенрейтер .
Но по мере взросления ребенка «воспитательная» струна начинает звучать все сильнее, и порой мы перестаем заботиться о том, что же накапливается в его «сокровищнице» самооценки: светлые дары нашего тепла, принятия и одобрения — или тяжкие камни окриков, критики, наказаний. Как по-разному складывается жизнь ребенка и потом взрослого в крайних случаях его принятия и не принятия! О том, какой он — хороший, дорогой, способный, или плохой, никому не нужный, неудачник — он узнает только от взрослых и прежде всего от родителей. Если самый глубокий слой — эмоциональное ощущение себя — складывается из отрицательных переживаний, расстраиваются многие сферы жизни ребенка. Он становится «трудным» и для себя и для окружающих. Нужны большие усилия, чтобы в таких случаях помочь ему. Чтобы не допускать глубокого, разлада ребенка с самим собой и окружающим миром, нужно постоянно поддерживать его самооценку или чувство самоценности. 1. Безусловно принимать его.2. Активно слушать его переживания, и потребности.3. Бывать (читать, играть, заниматься) вместе.4. Не вмешиваться в его занятия, с которыми он справляется.5. Помогать, когда просит.6. Поддерживать успехи.7. Делиться своими чувствами (значит доверять).8. Конструктивно разрешать конфликты.9. Использовать в повседневном общении приветливые фразы. Например: Мне хорошо с тобой. Я рада тебя видеть. Хорошо, что ты пришел. Мне нравится, как ты… Я по тебе соскучилась. Давай (посидим, поделаем…) вместе. Ты, конечно, справишься. Как хорошо, что ты у нас есть. Ты мой хороший.10. Обнимать не менее 4-х, а лучше по 8 раз в день. И многое другое, что подскажут вам интуиция и любовь к ребенку, незамутненные огорчениями, которые, хоть и случаются, но вполне преодолимы! Вопросы: 1.Приведите примеры выражений (фразы) безусловного принятия ребёнка , поддержки его самооценки и чувства самоценности. 2. Какие сигналы, выражения (фразы) приводят к разладу ребенка с самим собой и окружающим миром. Удачи вам и душевного благополучия! Продолжаем читать выдержки из книг Ю.Б. Гиппенрейтер .
Здравствуйте, Татьяна! Приятно познакомиться! Спасибо, что остановили свой выбор на моем блоге. Хотелось бы познакомиться поближе, общаться. В Вашем блоге много интересной и полезной информации!
ОтветитьУдалить