О наказаниях Разговор о
дисциплине неминуемо приводит к вопросу о наказаниях. Что делать, если,
несмотря ни на какие ухищрения, ребенок не подчиняется? Прежде всего хочу вас заверить, что при
соблюдении всех пяти правил о правилах, а также всего того, что мы уже говорили,
число непослушаний ребенка сократится во много раз, если вообще не исчезнет. И тем не менее, от недоразумений никто
не застрахован, и может настать момент, когда вам нужно будет отреагировать на
явно плохое поведение. Обычно много споров вызывает вопрос о
физических наказаниях. Лично я определенно против них. Они оскорбляют и
озлобляют, запугивают и унижают детей. Позитивного результата от них меньше,
чем негативного. Единственный вариант физического воздействия, который не
вызывает сомнения — это обуздание разбушевавшегося ребенка. Естественное
следствие непослушания — это один из видов наказания, исходящий от самой жизни,
и тем более ценный, так как винить в подобных случаях ребенку некого, кроме
самого себя.Малыш, оцарапанный кошкой, или школьник,
получивший двойку за невыученный урок, может быть, впервые почувствуют смысл и
жизненную необходимость родительского требования. Один такой опыт стоит
десятка словесных наставлений. Второй тип наказания — более
привычен, он исходит от взрослого. Все начинается с предупреждения: «Если ты
не…, то…», а кончается выполнением обещанного. Например: «Если ты не прекратишь
баловаться, я поставлю тебя в угол»; «Если ты не будешь слушаться, не пойдешь
гулять». Такие наказания называют условными следствиями непослушания, потому
что они не вытекают естественным образом из действий ребенка, а назначаются
родителями по их усмотрению. Как к ним относиться? Думаю, их все равно не
избежать. Однако, применяя такие наказания, хорошо придерживаться одного очень
важного правила.
Правило шестое: Наказывать
ребенка лучше, лишая его хорошего, чем делая ему плохое. Придумайте несколько занятий с ребенком или несколько дел,
традиций, которые будут создавать зону радости. Сделайте некоторые из этих
занятий или дел регулярными, чтобы ребенок ждал их и знал, что они наступят
обязательно, если он не сделает чего-то очень плохого. Отменяйте их, только
если случился проступок, действительно ощутимый, и вы на самом деле расстроены.
Однако не угрожайте их отменой по мелочам. Зона радости — это «золотой фонд» вашей
жизни с ребенком. Она одновременно — и зона его ближайшего
развития, и основа вашего с ним доброжелательного общения, и залог
бесконфликтной дисциплины.
Вопросы:
1.Приведите примеры наказания
ребёнка, лишая его
хорошего, чем делая ему плохое. 2. Придумайте
несколько занятий с ребенком или несколько дел, традиций, которые будут
создавать зону радости. Удачи вам и душевного
благополучия! Продолжаем читать выдержки из книг Ю.Б. Гиппенрейтер .=========================================
Комментариев нет:
Отправить комментарий